Become a member

Get the best offers and updates relating to Liberty Case News.

― Advertisement ―

spot_img

История ресторан Daniel

Рады представить вам наш любимый ресторан Санкт-Петербурга - Ресторан Даниель. Ресторан имеет множество наград. И он действительно заслуживает звания лучшего ресторана Санкт-Петербурга. Ресторан Daniel расположен...
ДомойАналитика и статьиСША заметают следы

США заметают следы

Ликвидация комиссии по поиску оружия массового поражения в Ираке отражает явное желание США «спрятать концы в воду» – запрещенные арсеналы не найдены, а, значит, причин для вторжения не было. Структуры ООН выгодны Вашингтону только до тех пор, пока служат инструментом для установления однополярного мира.

Совет Безопасности ООН проголосовал за закрытие Комиссии ООН по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке (ЮНМОВИК). Инспекторы занимались поиском и обезвреживанием оружия массового поражения в регионе.

Комиссия была создана в 1999 году. Инспекторы покинули Ирак незадолго до вторжения в эту страну сил коалиции во главе с США, которое началось в марте 2003 года. История возникновения этого контрольного органа отражает ситуацию, которая складывалась вокруг Ирака в то время.

Вначале при ООН существовала специальная комиссия по разоружению Ирака, возглавляемая Ричардом Батлером, которая дискредитировала себя тем, что фактически поставляла Соединенным Штатам разведывательную информацию. После разразившегося скандала ее закрыли в декабре 1998 года.

После этого обстановка стала резко обостряться. В конце декабря США нанесли по Ираку мощный ракетно-авиационный удар. По информации министерства обороны Ирака, по территории страны было выпущено более четырехсот крылатых ракет, уничтожены промышленные предприятия, учреждения и жилые кварталы Багдада.

Немотивированная атака и откровенно провокационные действия Вашингтона потребовали от ООН создания структуры, которая могла бы объективно разобраться в тех обвинениях, которые постоянно выдвигались против иракского руководства – Саддам Хусейн, якобы, стремился получить оружие массового поражения.

После долгих консультаций Совет Безопасности ООН принял решение о формировании Комиссии по наблюдению, контролю и инспекциям в Ираке. На пост главы комиссии был назначен шведский дипломат Ханс Бликс, долгое время возглавлявший МАГАТЭ. Его назначение позволило возобновить работу в Ираке и найти общий язык с иракским руководством.

Свою цель Бликс видел в скорейшем закрытии «разоруженческого досье и обеспечения условий для снятия санкций». С деятельностью Бликса многие связывали надежды на улучшение общего климата в ситуации вокруг Ирака, которая особенно осложнилась после неожиданной отставки в середине февраля координатора гуманитарной помощи ООН Ираку Ханса фон Шпонека.

Немецкий дипломат объяснил свое решение несогласием с политикой изоляции Ирака. По его утверждению, многие гуманитарные контракты преднамеренно блокировались в Комитете СБ ООН по санкциям против Ирака. И происходило это не без участия представителей США и Великобритании.

Более того, Шпонек позволил себе не только критиковать политику эмбарго в отношении Ирака, но и попытаться подсчитать урон, который нанесли этой стране экономические санкции и бомбардировки (ежегодно, начиная с 1991 года, количество бомбардировок по территории Ирака возрастало и к 2003 году достигло 16 000 самолето-вылетов). Он подготовил специальный доклад, с которым ему так и не позволили выступить в СБ ООН.

Такая же участь постигла и его предшественника – ирландца Денниса Холлидэя, также позволившего себе критиковать политику США в отношении Ирака.

Усилия комиссии по поискам ядерного, химического и бактериологического оружия ни к чему не привели. Это не могло не обеспокоить США и Великобританию. Пропадал мотив вторжения в Ирак, проваливалась попытка на основании докладов ООН получить мандат мирового сообщества на агрессию.

И тогда на смену документам комиссии приходят сведения от разведки – запрещенное оружие есть, его много, иракцы готовы применить его против всего мира. Чем не повод для вторжения?

В дело шло все, в том числе сомнения главы комиссии и теории, которые трудно доказать или опровергнуть. На одном из совещаний СБ ООН Ханс Бликс заявлял: «Из документов, поданных Ираком, не ясно, где хранится 1000 тонн химического оружия, не внесенные в список. По-прежнему остается вопрос открытым о запасах сибирской язвы, газа VХ и ракетах дальнего радиуса действия. Мы пришли к выводу, что это оружие существует. И если оно существует, оно должно быть представлено для разоружения. И я по-прежнему надеюсь, что иракские официальные лица проявят в дальнейшем готовность к сотрудничеству с инспекторами ООН и МАГАТЭ».

Как подчеркнул Бликс, несмотря на то, что многие разведывательные службы разных стран имеют данные о наличии оружия массового поражения в Ираке, комиссия ООН должна опираться только на факты. И Ирак, по словам главы МАГАТЭ аль-Барадеи, предоставляет полный доступ к объектам для проверки.

После падения режима Саддама Хусейна инспекторы ЮНМОВИК так и не вернулись в Ирак. Их функции были переданы новому органу под названием Группа по исследованию Ирака, а ЮНМОВИК в основном наблюдала за предполагаемыми военными объектами по изображениям со спутников.

Резолюция о завершении работы комиссии была предложена представителями США и Великобритании. В просторечье это называется «прятать концы в воду». Оружие массового поражения как повод к войне не найдено ни перед началом вторжения, ни после, и существование этой комиссии могло дать повод для серьезных обвинений в адрес США по поводу немотивированной агрессии против суверенной страны.

В ситуации, которая складывается сейчас в Ираке, ни Вашингтону, ни Лондону это не нужно. Поэтому их стремление разогнать комиссию вполне понятны. Понятна и позиция России, которая выступает за логическое завершение работы международных инспекторов, которые либо пошли на поводу у агрессоров, либо все-таки должны, по прошествии стольких лет дать ответ миру, а так ли был опасен Ирак, чтобы уничтожить его как государство.

Выступая в Совете Безопасности после голосования, представитель России Виталий Чуркин заявил, что резолюция о завершении работы ЮНМОВИК «не дает ясного ответа относительно существования в Ираке оружия массового уничтожения. За скобками остаются такие вопросы, как непроясненная судьба иракских ядерных объектов, находившихся под мониторингом Комиссии, хранилищ остатков химоружия и биологического оружия, программ двойного назначения. Предлагается забыть о сохраняющейся неясности в отношении судьбы нескольких десятков иракских ракет, которые ооновские инспекторы не успели уничтожить к началу 2003 года».

Вполне разумное объяснение позиции России. Но решение по ликвидации комиссии – это опасный симптом того, что СБ ООН может стать филиалом Госдепа США, которому Совбез выгоден как инструмент для предъявления претензий на мировое господство.

Владимир Анохин, «Правда.Ру»