Тихая спокойная музыка в концертном зале, праздничный марш на демонстрации. Спокойные, воодушевленные лица. И вдруг раздается крик Пожар или еще того хуже слышится выстрел. В один миг группа людей превращается в толпу. Как точно сказал Густав Лебон в толпе человек опускается на несколько ступеней по лестнице цивилизации и становится доступен для элементарных манипуляций с ним. Сложно, практически невозможно противостоять толпе. Быть в толпе, но ею не являться. Наверняка вам приходилось хотя бы раз в своей жизни войти в комнату в тот самый момент, когда там уже был рассказан анекдот и все громко смеются. Вы не услышали шутку, однако общее веселье вас захватывает, и вы от души смеетесь вместе со всеми. Это самый простой и безобидный пример взаимного эмоционального заражения, который ученые называют циркулярной реакцией. По мнению психолога, профессора специалиста по психологии стихийного массового поведения Акопа Назаретяна, именно такая реакция и слухи и является причиной перерождения группы людей в толпу.
Конечно, циркулировать может не только веселье, но и, например, скука, а также более отрицательные эмоции, такие как страх, ярость. При этом надо учитывать, что такое распространение эмоций стирает индивидуальные различия. Ситуативно снижается роль личностного опыта, индивидуальной и ролевой идентификации, здравого смысла. Индивид чувствует и поведенчески реагирует как все . Происходит, по мнению Акопа Назаретяна, эволюционная регрессия: актуализуются низшие, исторически более примитивные пласты психики.
Сознательная личность исчезает, — писал по этому поводу Густав Лебон, — причем чувства всех отдельных единиц, образующих целое, именуемое толпой, принимает одно и то же направление . Поэтому в толпе может происходить только накопление глупости, а не ума .
Существуют разные типы толпы — толпа, собравшихся поглазеть на неожиданное происшествие или наоборот, по какому то поводу, например боксерский или футбольный матч, митинг или рок концерт. Различают толпу агрессивную, паническую или стяжательную. Впрочем, как мы часто видим, одна толпа может легко переродится в другую, что порой приводит к большим неприятностям. Например, толпа футбольных болельщиков может превратится в паническую, когда тысячи людей одновременно устремляются к единственному выходу, как это случилось в 1982 году в Лужниках , когда погибли десятки людей.
Но неправильно было бы думать, что толпа в своей массе однородна. Вспоминая погром, устроенный в центре Москвы после трансляции футбольного матча, можно было бы отметить, что непосредственными дебоширами была сравнительно небольшая часть людей, составлявших толпу. Другие их активно поддерживали, а на самой периферии толпы были просто зеваки. В плотном ядре толпы обычно аккумулируется максимальный эмоциональный накал, тогда как ближе к разреженной периферии он уменьшается. Но именно эта периферийная масса, на взгляд психологов и придает ядру толпы силу мотивации, дополненную ощущением анонимности и безнаказанности.
Но агрессивная толпа очень просто может переродится в паническую. Стоит только раздастся пронзительному женскому крику, как тут же возникает паника. Именно женщины и дети чаще всего приводят к началу паники поскольку обладают минимальным порогом возбудимости, а их крики раздаются на высокой частоте и в стрессовой ситуации оказывают разрушительное влияние на психику.
Впрочем, звук можно использовать и для того, чтобы погасить панику. Акоп Назаретян вспоминает случай из жизни предвоенной Европы. В 1938 году на трибунах парижского национального велодрома по окончании соревнования возник небольшой пожар. Сотрудникам удалось быстро локализовать огонь, но уже десять тысяч зрителей с чрезмерной энергичностью двинулись к единственному выходу. Ситуация грозила стать смертельно опасной. По счастливой случайности в толпе оказались двое психологов, которые смогли вовремя сориентироваться и принялись громко скандировать: Ne-pousse-pas! (Не-пус-па — Не-тол-кай). Ритм подхватили окружающие, он волной прошел по толпе. Через несколько минут тысячи людей дружно скандировали эту фразу; толпа превратилась в экспрессивную, страх и суета сменились общим задором и все благополучно покинули трибуны. Еще более остроумное решение принял наполеоновский маршал М. Ней. Когда его войска в панике побежали с поля боя, он послал адъютантов передать приказ, что солдаты должны пробежать без остановки ровно 10 километров. По получении такого приказа войска пробежали еще примерно 3 километра, затем остановились, пришли в себя и восстановили состояние боеспособности.
Но если фактором противодействия панике служит более медленный размеренный ритм марша или гимна, то для блокирования массовой агрессии применяются быстрые ритмы. Ведь можно не доводить дело до трагических последствий и обезопасить и толпу и окружающих от ненужных жертв.
На взгляд Акопа Назаретяна, который с начала 70-х годов занимается прикладной политической психологией и работал по профессии в России, в Латинской Америке, в Европе и на Ближнем Востоке, толпой можно управлять как изнутри, так извне. Он приводит пример из нашей недавней истории, когда в августе 1991 года на площади Дзержинского сосредоточились тысячи людей, среди которых усиливались призывы к штурму мрачного и ненавистного здания КГБ. Если бы такие призывы воплотились в действие, следовало ожидать очень тяжелых последствий и человеческих жертв. В решающий момент определенным субъектам в толпе удалось переориентировать внимание людей с охраняемого здания на памятник Дзержинскому. При этом были использованы не только неприязнь людей к персонажу, но также давний слух о том, что памятник отлит из чистого золота, выкрашенного сверху густой черной краской. Толпа, в предвкушении грандиозного события, уже забыла о штурме и занялась памятником.
Но, конечно, более разнообразны приемы воздействия на толпу извне. Самый известные из них — переключение внимания периферии толпы на другой объект. Это может быть небольшая автомобильная авария, футбольный репортаж, выступление популярных артистов.
Еще один комплекс приемов воздействия на действующую толпу связан с использованием ритма. Считается, что после того, как толпа поймалась на ритм , ее можно удерживать в таком состоянии сколь угодно долго: пока музыка продолжается, люди, попавшие под ее влияние, не способны по собственной воле избавиться от наваждения (отсюда, вероятно, народные сказки про волшебную гармонь и волшебную флейту). Уже с 60-х годов американские посольства во многих странах Третьего мира имели на вооружении мощные динамики и музыкальные записи в стиле рока твиста или шейка. Это средство используется в тех случаях, когда проходящая около посольства антиамериканская демонстрация превращается в агрессивную толпу и необходима быстрая ритмическая музыка для ее успокоения.
Поэтому, имея в арсенале знания о поведении толпы вполне можно ею манипулировать для своих целей. Но на то важно, однажды оказавшись в ней, безболезненно оттуда выбраться. По мнению Акопа Назаретяна есть три золотых и простых правила, которые должен помнишь каждый из, сталкиваясь с толпой: не надо лезть в толпу просто из-за интереса, стоит держаться от нее подальше. Второе — даже если попал в толпу, сразу же необходимо думать, как будешь из нее выбираться и намечать путь для отступления. И третье — даже если оказался в толпе и не смог выбраться из нее — представь, что находишься на работе. Это поможет не потерять голову, не поддаться общим эмоциям и не опустится на несколько ступеней по лестнице цивилизации.
Алгоритм паники
Нет ничего хуже толпы, которая объята паникой — путь к спасению она прокладывает по телам людей. Пытаться управлять такой толпой бессмысленно — разумнее всего предсказать ее поведение, чтобы заранее обезопасить людей. Два ученых — немец Дирк Хелбинг и венгры Иллес Фаркас и Томаш Вишек создали математическую модель поведения панической толпы. Причем в модели обыгрывались разные варианты — появление на пути такой толпы суженных участков коридора, колонн и других препятствий. Учитывались даже такие факторы, как стремление людей удаляться от стен и других людей, обходить упавших, хаотично двигаться, искать выход самостоятельно и бессознательно следовать за собратьями, повинуясь стадному чувству. Так например в комнате с двумя выходами очень мало находится людей, которые не будут повиноваться стадному инстинкту и не будут ломится в одну дверь. На основе такого моделирования ученые пришли к выводу, что одно из решений, которое поможет справится с панической толпой будет строительство небольших барьеров напротив выхода. Такие барьеры будут способствовать рассеиванию толпы, а не создавать давку и тем самым снизят число нелепых смертей.
Хождение по кругу отпугивает дьяволов
Данные о гибели людей при панике сильно разнятся и часто не очень достоверны. Так, например, нет точных данных о погибших во время похорон Сталина в 1953 году и они не включены, как массовая гибель людей в международную статистику. Согласно ей, количество погибших в толпе с 1863 года по сегодняшний день составляет 7611 человек (в период с 1863 по 1992 — 6464 человек, с 1992 по 2003 — 575 человек). Максимальное количество погибших было зафиксировано в 1990 году в Саудовской Аравии, когда во время хаджа погибло 1425 человек. А всего во время этого религиозного праздника было затоптано 1923 человек. Поэтому, неудивительно, что английская компания Crowd Dynamics Ltd, которая профессионально занимается изучением толпы, начала проект под названием Jamarat Bridge . В ходе церемонии побиения камнями дьявола, которая является неотъемлемой частью хаджа тысячи паломников должны пройти по мосту Джамарат, неподалеку от города Мекка и бросить горсть мелких камней в колонну, символизирующую дьявола. В ходе этого ритуала в результате давки в 1998 году погибли 119 человек. После исследований английских ученых удалось составить схему формирования и шествия толпы вокруг дьявольской колонны , что позволило в следующие годы избежать подобной давки, а в 2001 году снизить количество жертв до 35 человек.
Толстые толпы
Неискушенному человеку кажется, что толпа не сильно различается в разных странах и на разных континентах. Однако, помимо психологических различий, есть и забавные статистические. Площадь толпы, состоящей из американцев будет сильно отличаться от такой же, но японцев. Все дело в том, что представители разных стран занимают разную площадь, когда стоят. Рекордсмены тут датчане — их мужчины и женщины прочно держат первенство и занимают 0,17м2 и 0,16м2 соответственно. Самые маленькие толпы из индийских женщин — им хватает 0,09м2. Как правило, мужская толпа по площади больше, но есть и исключений — толпа женщин Швейцарии больше мужской.
Русский мужчина в среднем занимает 0,13м2, а женщина 0,11м2. Это означает, что на нашем футбольном поле, плечом к плечу поместиться 70000 женщин и всего 59000 мужчин.
www.znanie-sila.ru