Напряженный эмоциональный фон, связанный с переносом Бронзового солдата из центра Таллина, влияет на политическую атмосферу в преддверии московского визита Кондолизы Райс. Западным комментаторам кажется, что Путин сравнил Америку с Третьим рейхом. Сама госсекретарь критикует «концентрацию власти в Кремле», но обходит вниманием тему, которая в последнее время стала главным камнем преткновения в отношениях между Москвой и Вашингтоном.
В своей праздничной речи 9 мая Владимир Путин заявил, что угроз войны и конфронтации в мире сегодня не становится меньше, «они лишь трансформируются, меняют свое обличие». «И в этих новых угрозах, как и во времена Третьего рейха, все то же презрение к человеческой жизни, те же претензии на мировую исключительность и диктат», — подчеркнул президент России.
Во избежание неверных толкований российские власти заверили посольство США в Москве, что президент России не хотел провести параллелей между политикой США и эпохой нацизма.
Накануне приезда в Россию госсекретарь США Кондолиза Райс выступила на слушаниях в Конгрессе со своим видением современного состояния отношений Америки и России.
Глава внешнеполитического ведомства отметила, что по многим вопросам Вашингтон и Москва сотрудничают «очень хорошо». Имеется в виду взаимодействие двух стран в разрешении конфликтных ситуаций вокруг новых ближайших претендентов на обладание ядерным оружием – КНДР и Ирана. Но в целом г-жа Райс охарактеризовала отношения между США и Россией как «непростые».
«Концентрация власти в Кремле вызывает озабоченность, — заявила она. — Можно сказать, что произошел отход от некоторых реформ, которые привели к децентрализации власти». Такими реформами Райс считает создание сильной законодательной власти, свободной печати, независимых судов. Райс также указала, что Россия с трудом воспринимает отношения США с ее соседями, включая Украину и Грузию.
Примечательно, что в своей речи перед конгрессменами госсекретарь обошла вниманием американские планы размещения элементов противоракетной обороны в Восточной Европе. Видимо, Вашингтон считает (или делает вид, что считает) этот вопрос полностью решенным. Между тем, именно он в последнее время стал камнем преткновения в отношениях между Кремлем и Белым Домом.
Заместитель госсекретаря Николас Бернс советует России «понять, что она не является частью НАТО, поэтому не может изменить проект». По словам дипломата, неуступчивость России лишь склоняет союзников по Североатлантическому альянсу к поддержке американских инициатив.
Против чего будет развернуты американские противоракеты на территории Польши? Против Ирана, утверждают США. Однако, у Тегерана нет ракет, способных достичь территории Америки, пройдя над Европой и Атлантикой. И вряд ли такие появятся скоро. Пентагон прогнозирует – не ранее 2015 года. По большому счету, межконтинентальный ядерный удар по силам только государству, развивающему космические ракетные системы. Планы Ирана, даже если его ядерная программа не вполне мирная, прагматичны – на примере КНДР они убедились, что американцы остерегутся нападать на страну (будь она хоть трижды на «оси зла») если та располагает бомбой или даже просто разыгрывает ядерный PR.
Для России неприятна не столько ракетная батарея НАТО в Польше, сколько радар раннего оповещения на территории Чехии. Он будет просматривать нашу территорию до самого Урала. В свою очередь плавучая радарная платформа, которую американцы базируют пока на Алеутские островах, всегда может быть отбуксирована в восточный сектор Берингова моря, открывая обзор на всю Сибирь. И тогда американцы возьмут нас в радиолокационные «клещи». Для них это важно. Многолетняя практика показала, что из космоса можно увидеть многое, но далеко не все и не всегда.
Несомненно, Россия найдет в данной ситуации должный ответ. Так было, когда США разместил в Европе свои «Першинги». Тогда в ответ СССР срочно передислоцировал на Балтику 6 подводных ракетоносцев проекта 629-А. Подлодки класса Golf-II по классификации НАТО были не новы, они даже не были атомоходами. Но имели на вооружении по три ракеты подводного старта с боеголовками мегатонного класса. В отличие от стационарных «Першингов» наши подводные стартовые платформы постоянно перемещались по Балтике и даже выходили на боевое дежурство в Атлантику. Чем доставляли немало беспокойства Альянсу и постоянно отвлекали на поиск и отслеживание массу противолодочных сил и средств.
За американские ракеты на своей территории усиленно ратует польское руководство, которое по-прежнему руководствуется на практике обидами вековой давности на свое губернское прошлое в составе Российской империи. Но, кажется, на этот раз Варшаве не повезло. 9 мая комитет конгресса США по вооруженным силам секвестировал военный бюджет на 2008 год, и статья расходов на установку компонентов ПРО в Польше попала под сокращение.
Михаил Вознесенский
www.pravda.ru