В Великобритании рассекречены документы Национального архива, из которых явствует, что в середине 50-х годов Лондон и Париж планировали объединение обеих стран под главенством британской королевы.
Популярная радиопрограмма Би-би-си «Документ» рассказала о том, как в 50-е годы два премьер-министра планировали объединить Францию и Британию. В основу программы легли рассекреченные правительственные документы того времени, хранящиеся в Национальном архиве . Из документов явствовало, что идея создать англо-французскую конфедерацию принадлежала французскому премьер-министру англофилу Ги Молле . В сентябре 1956 года во время визита в Лондон он предложил тогдашнему британскому премьер-министру Энтони Идену объединить обе страны.
Обескураженный Иден отверг это предложение. Однако когда две недели спустя он посетил Париж, Молле повторил свое предложение, но в несколько другом варианте. На этот раз он предложил принять Францию в Британское содружество, возглавляемое королевой Великобритании. Таким образом, Елизавета Вторая становилась бы номинальной главой Французской республики. Иден с огромным энтузиазмом поддержал эту идею.
Ги Молле решил пожертвовать частью французского суверенитета не от хорошей жизни. Президент Египта Гамаль Абдель Насер , поддерживавший повстанцев в Алжире, национализировал Суэцкий канал , и Франция, а вслед за ней и Британия готовили против него совместную военную акцию. В то время Великобритания с ее преуспевающей экономикой и политической стабильностью казалась Франции социальной и экономической моделью. В рассекреченном меморандуме британского правительства под номером 35-5264 читаем:«Совершенно секретно. Позитивный ответ на французскую инициативу оказал бы Франции серьезную поддержку и разрешил бы многие ее проблемы. Соединенному Королевству необходимо сконцентрировать усилия по реализации соглашения о государственном объединении».
В другом секретном документе цитируется инструкция премьер-министра Идена, данная Форин-офису после его переговоров с французским премьером. Из него явствует, что Иден обязал Министерство иностранных дел форсировать усилия по присоединению Франции к Содружеству. В этом документе говорится об уверенности Ги Молле в том, что французы приветствовали бы соглашение о едином гражданстве и провозглашении британской королевы главой французского государства.
Но серьезны ли были намерения глав правительств обеих стран? Секретарь тогдашнего британского посла во Франции лорд Дермент отвечает на этот вопрос положительно: «Если бы вы меня спросили, возможно ли это было в то время, я бы ответил, что при наличии вовлеченных в серьезный политический кризис и испытывающих огромное давление лидеров такое всегда возможно. Помню, как премьер-министр прибыл во Францию и посол отправился в аэропорт встречать его. Тогда это вполне могло произойти».
Член Национального собрания Франции и близкий друг президента Жака Ширака Жак Мияр был удивлен рассекреченными документами: «Ги Молле, конечно, был другом Британии. В свое время он преподавал английский язык, кроме того, он был социалистом. У меня всегда было хорошее мнение о нем, но сейчас, похоже, придется его пересмотреть».
Нынешний британский посол во Франции Джон Холмс полагает, что французы в глубине души остаются монархистами: «Франция – это сверхреспублика, однако в ней существует ностальгия по монархии. Это чувство сильно ощущается. Истории о королях и королевах (в том числе и британских) регулярно публикуются во французской прессе. Недавний британский фильм “ Королева ” здесь необычайно популярен. Так что во Франции ощущается определенная тоска по стабильности и преемственности, которые олицетворяет для нас монархия, и которых нет у французов».
25 марта 1957 года Франция присоединилась к Германии, Италии, Бельгии, Нидерландам и Люксембургу, подписавшим соглашение о создании Европейского экономического сообщества. В 1973 году в «Общий рынок» вошла и Великобритания. Это сделало идею франко-британского объединения неактуальной.
Наталья Галицина
http://www.svobodanews.ru