Become a member

Get the best offers and updates relating to Liberty Case News.

― Advertisement ―

spot_img

История ресторан Daniel

Рады представить вам наш любимый ресторан Санкт-Петербурга - Ресторан Даниель. Ресторан имеет множество наград. И он действительно заслуживает звания лучшего ресторана Санкт-Петербурга. Ресторан Daniel расположен...
ДомойАналитика и статьиПод Кисловодском нашли следы исчезнувшей цивилизации

Под Кисловодском нашли следы исчезнувшей цивилизации

Автором сенсации стал… водитель Кемал Магомедов живет в Кисловодске с 1971 года. Так получилось, что дом, который стала строить его семья в окрестностях Кисловодска, оказался на древнем могильнике. Кемал и не догадывался бы об этом, мало ли в округе навалено камней да мусора. Но по соседству, в поселке Луначарском, вели раскопки археологи. Они общались с местными жителями и показывали им найденные древности — обломки домашней утвари, каменные топоры, бронзовые копья. Кемал сравнил, показал ученым свои находки, и… был взят в состав научной группы экспедитором. Нужно сказать, что Кисловодская котловина изобилует археологическими объектами. Эпохи здесь накладываются одна на другую: аланы, сарматы, скифы… В 1995 году Кемал на раскопках аланского городища в окрестностях Кисловодска познакомился с известнейшими не только в России, но и в мировом научном сообществе археологами Андреем Борисовичем Белинским, Дмитрием Коробовым, Генрихом Эрхе из Англии. В прошлом году Кемал Магомедов обратил внимание археологов на необычный объект, похожий на фундамент огромного по площади дома. Ученые заинтересовались столь необычной для здешних мест постройкой и провели фотосъемку Кисловодской котловины с самолета. То, что не смог охватить человеческий глаз, хорошо просматривалось с высоты птичьего полета: около 70 остатков грандиозных строений. После такой находки на Кавминводы приехала известный доктор археологии из Германии Сабина Райнхольд, которая сделала вывод: здесь было крупнейшее на Северном Кавказе поселение кобанцев — древних людей эпохи раннего бронзового — начала железного периодов. Вот так в научном мире родилась сенсация, автором которой стал обычный кисловодский водитель Кемал Магомедов.

Сначала был Великий Железный путь

— Кобанской культура называется по первым находкам этой эпохи возле аула Верхний Кобан Северной Осетии, — говорит старший научный сотрудник Института археологии РАН Дмитрий Коробов, — с тех пор и повелось в научном мире называть этот период на Кавказе с XII века по V век до н. э. кобанским. Кобанцы сумели достичь высокого для своей эпохи мастерства в изготовлении изделий из бронзы и одними из первых начали производство железных орудий, что произвело настоящую революцию в хозяйстве и военном деле. Но если в верховьях гор поселения характеризуются малой численностью и габаритами, то в Кисловодской котловине их найдено как минимум 70, и в некоторых из них могли жить одновременно до 200 человек. Вполне вероятно, что в те века людей здесь было даже больше, чем сейчас. Кроме того, сюда со стороны поймы Подкумка заходил отросток древней дороги. Из нее сформировался потом Великий Шелковый путь. Но это будет еще через тысячу лет. А путь того периода в научной среде пока называют то Железным, то Оловянным. Почему? Дело в том, что кобанские изделия из бронзы и металла отличались необыкновенной прочностью благодаря добавлению в сплав олова. Но если железной рудой Кавказ был богат, то олово завозили издалека — с Западного Средиземноморья, куда оно попадало из Британии. Именно по этой дороге и проходили торговцы, которые везли сюда олово и другие товары, а у кобанцев покупали «на реализацию» великолепные бронзовые и железные мечи, ножи и плуги.

— Правда, в ранний кобанский период, — говорит сотрудник немецкого археологического института Сабина Райнхольд, — железо пользовалось спросом больше как украшение. Им инкрустировали бронзовые изделия и делали из него браслеты и бусы женщинам. Лишь спустя столетия его стали добывать в достаточном количестве, чтобы использовать широко.

А золото, кстати, тогда вообще не считалось драгоценным металлом. Зато ценились в украшениях сердолик, янтарь и стекло.

Древние забросали бы камнями наших строителей

Славу Кобани, несомненно, составило оружие — прочное, стойкое, красивое. Древние металлурги были настолько искусны, что кобанский период признан одной из мировых художественных вершин своей эпохи. К сожалению, славу древних мастеров по достоинству оценили сначала черные археологи. Так, в 80-е годы XIX века вышел специальный указ Александра III о том, чтобы пресечь грабеж могильников Северной Осетии и Чечни, на территории которых разорялись «островки» кобанской культуры. Благодаря стараниям грабителей в мире известны три грандиозные бронзовые коллекции кобанских мастеров: в Парижском музее Сен-Жермен, в Венском музее естественной истории и в Берлине. Помимо этого, спросом у грабителей пользовалась и великолепная керамика, которую сами же местные жители в XIX веке добывали из могильников и продавали как реликвии заезжим иностранцам.

Сегодня археологи считают редкой удачей найти хотя бы половинку какого-нибудь сосуда. Но попадаются в основном мелкие фрагменты и осколки. Еще бы, больше 25 веков прошло! Все найденное тщательно упаковывают, чтобы, не дай Бог, не повредить при транспортировке в Москву. В этом году археологи вели работы в районе Боргустана, там обнаружены остатки большого дома. Раскопали половину фундамента — а это где-то около 140 кв. метров.

— Работали 35 дней подряд 8 человек, — говорит Дмитрий Коробов, — за такой период то же количество людей вполне могло бы выкопать пять таких котлованов. Но мы же пользуемся скальпелем и кисточкой.

Кстати, дома в те времена строили действительно на века. Если стены возводили из дерева и их давно не осталось, то на древних фундаментах и сейчас можно было бы строить двух-, трехэтажные особняки. Что удивительно, все постройки были архитектурно точно рассчитаны на сейсмоустойчивость. В прошлом году вместе с археологами сюда приезжала архитектор из Москвы Нона Трифонова и удивилась тому, как строили свои дома кобанцы. Фундамент из камня и глины не смогли разрушить ни века, ни тысячелетия. Современным архитекторам не было бы зазорно поучиться у кобанцев. Кроме того, строили кобанцы свои города не хаотично, расширяясь по мере необходимости, а выстраивали свои поселения по заранее спланированной схеме, которую нарушить было уже никак нельзя. Тоже камень в огород нашим архитекторам… Кстати, нынешним инженерам-строителям были бы интересны и силовые решения, с помощью которых кобанцы поднимали и устанавливали на своих строениях огромные каменные балки и бревна. Техники тогда не было в принципе. Ее роль исполняли волы и лошади.

МЕЖДУ ТЕМ

Окрестности Кисловодска можно назвать музеем под открытым небом. Здесь на протяжении 20 км с севера на юг и 30 км с запада на восток более 800 археологических объектов. Это самый изученный в археологическом мире объект. Но, несмотря на это, неожиданности подстерегают археологов на каждом шагу.

ЕСТЬ МНЕНИЕ

Почти как Атлантида

Спрашиваю у известного в мире специалиста по кобанцам Сабины Райнхольд: «Какие нынешние народности опираются на кобанскую культуру?» И получаю неожиданный ответ: «Никакие. Развития в другие культуры кобанская цивилизация не получила». Как так? Представители самого цивилизованного и многочисленного народа в свое время не стали прародителями ни одной из нынешних народностей? Оказывается, в VI — V веках до нашей эры что-то произошло на этой земле. Сабина рассказала, что в какой-то момент люди, вероятно, ушли из этих мест. Оставили постройки, могилы предков и — просто исчезли.

— Может быть, это было землетрясение, либо какие-то климатические проблемы. Сейчас об этом довольно сложно говорить. Между кобанской и следующей — сарматской — культурой хронологический разрыв в 600 лет. За это время на довольно обширной территории нет вообще никаких археологических источников. Целый период выпал из поля зрения археологов.

У старожилов, как рассказали ученые, есть своя версия на этот счет. Самые продвинутые говорят, что кобанцы стали слишком интенсивно использовать ландшафт, и «земля просто не далась людям». Однако эти аргументы тоже ничем не подкрепляются. Как бы там ни было, а сказать, что горские населения Кавказа стали последователями кобанской культуры, нельзя. Можно отметить лишь, что отдельные элементы кобанской культуры наложили отпечаток на аланов (это орнамент, способ строения саклей, детали одежды, снаряжения). Но не более. А аланы, в свою очередь, стали прародителями вайнахов, ингушей, чеченцев, осетин, балкарцев…

Для того чтобы разгадать эту загадку, понадобится, вероятно, еще не один десяток лет. Пока археологи законсервировали свои раскопки. Но будущим летом обещали вернуться. Чтоб докопаться до истины.

Татьяна ГУЩИНА
17 ноября 2006

http://stav.kp.ru/