Тони Блэр согласился отправить британских солдат в Ирак, полностью осознавая, что Вашингтон не подготовился в должной мере к послевоенному восстановлению страны.
Разгромный рассказ о сумбурной подготовке к войне прозвучит как раз в то время, когда Блэру остается провести последнюю полную неделю на Даунинг-стрит. Ближайшие советники и друзья премьер-министра рассказали о том, что он неоднократно выражал свою обеспокоенность представителям Белого дома, однако ничего этим не добился.
Кроме того, он отправил британских солдат для участия в конфликте, несмотря на то, что президент Джордж Буш лично сказал, что Великобритания может помочь каким-то другим образом .
Эти откровения прозвучат в двухсерийном документальном фильме Channel 4 о десятилетней работе Блэра на Даунинг-стрит. Они неизбежно поставят вопросы, почему премьер-министр во время войны в 2003 году утверждал, что его удовлетворили планы по послевоенному устройству. В одном из наиболее ярких интервью, которое будет показано в программе, Питер Мендельсон говорит, что премьер-министр знал о неадекватных приготовлениях, но признавал, что сделать больше не в его силах.
Безусловно, следовало уделить больше внимания тому, что будет после, спланировать, что мы будем делать после свержения Саддама , – рассказал Мендельсон автору фильма и главному политическому обозревателю The Observer Эндрю Роунсли.
Однако я помню, как он в то время говорил: Знаете, я ведь не всесилен. Основную ответственность несет Америка, а не мы . Мендельсон критикует своего друга: Боюсь, сейчас мы видим, что все было недостаточно хорошо .
Противники войны давно утверждали, что Пентагон планировал быстрое наступление и свержение Саддама Хусейна, но мало задумывался о последствиях этого. Вчера они заявили, что программа подтверждает их критику. Сэр Мензис Кэмпбелл, лидер либеральных демократов, сказал The Observer: Эти откровенные признания в том, что премьер-министр знал о недостаточной подготовке послевоенного устройства Ирака, – тяжелейшее обвинение .
Ближайший в то время советник Блэра по внешней политике прямо рассказал, что премьер-министр был обеспокоен вопросом, о котором говорят противники войны. Сэр Дэвид Меннинг, ныне британский посол в Вашингтоне, рассказал: Трудно знать наверняка, что случилось с послевоенным планированием. Могу лишь сказать, что помню, как премьер-министр поднимал этот вопрос за много месяцев до начала войны. Он был крайне обеспокоен этой проблемой .
По словам Меннинга, Блэр был настолько встревожен, что в марте 2002 года, за целый год до вторжения, направил его в Вашингтон. Меннинг вспоминает: В частности, премьер-министр задавался следующими вопросами: насколько трудной будет эта операция? Если будет решено начать вторжение, как оно будет выглядеть на деле? Как все будет происходить? Какой будет реакция на подобные действия, что будет на следующее утро?
Все эти вопросы необходимо было тщательно обсудить. Нельзя сказать, что о них не думали, но я не увидел, чтобы в тот момент эти вещи подробно обсуждались и тщательно обдумывались .
По возвращении в Лондон Меннинг написал тайную записку Блэру, в которой высказывался весьма критично. Полагаю, существует реальная опасность, что администрация (Буша) недооценивает трудности, – говорилось в ней. – Она может утверждать, что возможность неудачи не рассматривается, но это не означает, что провала не последует .
Через год Великобритания потеряла всякую надежду на должное восстановление Ирака – в начале 2003 года послевоенное планирование было передано в ведение Пентагона.
Сэр Джереми Гринсток, британский представитель в послевоенной администрации в Багдаде, признает, что Блэр был в отчаянии. Были моменты, когда он воздевал руки к небу: Что же делать? Видя ошибки, он рвал на себе волосы . Неудачная подготовка привела к тому, что Ирак вскоре развалился на части. Гринсток добавляет: Я чувствовал, что ситуация выходит из-под нашего контроля. На улицах силы безопасности отсутствовали. Невозможно было говорить о какой-то полиции .
Слова о том, что в частных беседах Блэр выражал обеспокоенность , порождают следующий вопрос: почему в публичных речах он заявлял другое? Бывший лидер лейбористов Нил Киннок в программе рассказывает, что Блэр лично заверил его, что удовлетворен проведенной подготовкой. Я сказал Тони: Ты уверен? – вспоминает Киннок. – Когда он сказал: Я уверен , это было достаточным подтверждением .
Кондолиза Райс, в ту пору советник Буша по национальной безопасности, признает, что президент давал Блэру возможность отказаться от участия в операции. Американский президент сказал ему: Возможно, Великобритания может участвовать каким-то другим образом . Нет, я с вами , – ответил Блэр.
По материалу: www.inopressa.ru