Самые жуткие сцены из жизни неандертальцев предстали перед учеными, которые занимаются раскопками в испанских пещерах Эль Сидрон (провинция Астурия) и обнаруживают признаки жесточайшей борьбы за выживание. Судьба неандертальцев там была весьма и весьма незавидной, они часто жили впроголодь и от этого прямо-таки зверели и теряли рассудок. Так, стоило лишь кому-то из сородичей упасть и умереть, как все остальные тут же на него набрасывались и дружно пожирали (и это при том, что у неандертальцев, согласно другим исследованиям, вполне могли уже быть зачатки веры в загробную жизнь и культ умерших — ведь они совершали похороны по определенному обряду).
Вызывающий нашу жалость облик неандертальцев — неуклюжих и не очень-то сообразительных увальней — теперь меняется буквально на глазах. Их представляют то представителями довольно развитой культуры, а то, напротив — злобными монстрами, безжалостными хищниками и каннибалами. Возможно, виной всему те или другие обстоятельства, в которых оказывались наши давние эволюционные кузены , столкнувшиеся с кроманьонской экспансией и глобальным похолоданием.
Палеобиолог Антонио Росас (Antonio Rosas), работающий в мадридском Национальном музее естественных наук (Museo Nacional de Ciencias Naturales — MNCN), совместно с 17 своими коллегами изучил 43-тысячелетние остатки неандертальцев, найденных на севере Пиренейского полуострова (научная публикация в американском журнале Proceedings of the National Academy of Sciences (PNAS)).
Система пещер Эль Сидрон вообще необычайно богата останками Homo neandertalis. Начиная с первого довольно неожиданного открытия (в 1994 году) там найдено уже приблизительно 1300 неандертальских окаменелостей. Сохранились и инструменты характерной для неандертальцев мустьерской культуры. Изучение зубов восьми пещерных особей (найденных уже в нашем тысячелетии: это ребенок, юноша, двое подростков и четверо взрослых) позволило выявить так называемые линии гипоплазии (гипогенезии) — по этому признаку можно судить, что в процессе роста изучаемые индивидуумы сталкивались с периодами самой суровой голодовки (как во время отлучения от материнской груди, так и в отрочестве). Ну а отметины, обнаруживаемые на ряде ископаемых костей, позволили заключить, что среди этого сообщества имели место быть случаи коллективного людоедства… Причем пожираемые тела расчленялись, ну а кости оказывались еще и расколоты — каннибалы стремились таким образом добраться до мякоти костного мозга.
Одно из возможных объяснений [этого ужаса] может состоять в том, что резкое ухудшение климата вынудило этих людей есть все, что попадало под руку, независимо от того, насколько это было дурно, — они ели даже человеческую плоть , — говорит Росас. Другая же возможность состоит в том, что людоедство среди них носило некоторое символическое значение — подобно тому, как это практикуется у современных племен охотников и собирателей… В принципе, есть и племена, у которых принято поедать своих покойников (и этим как бы оказывается большая честь предкам). Причем ритуальным поеданием своих покойников могут заниматься, к примеру, только женщины и дети. К изобретению ритуального людоедства племя могут подталкивать какие-то вполне объективные обстоятельства — банальный голод или недостаток необходимых питательных веществ.
Симптомы людоедства могли бы рассказать нам что-то новое о духовной жизни неандертальцев , — считает Росас. В дальнейшем испанцы планируют каким-нибудь образом получить информацию о периодах, разделяющих разные эпизоды пищевого стресса , и на основе всего этого понять, диктовались ли приступы каннибализма недостатком пищи или же это был все-таки общепринятый ритуал.
Кроме шокирующих исследований случаев каннибализма, группа Росаса занималась также не менее интересным сравнительным анализом североиспанских окаменелостей с находками неандертальцев в Южной Европе (2D- и 3D-морфометрия). Удалось выявить серьезные морфологические различия между отдельными расами (речь идет в первую очередь о лицевых костях черепа и челюстях). Так, южане обладали гораздо более широкими скулами и более плоскими лицами, при этом череп северян был заметно более удлиненным. Эти наблюдения свидетельствует в пользу теории (появившейся в результате анализа митохондриальной ДНК), согласно которой различные неандертальские популяции отличались очень большим разнообразием. Все это, возможно, объясняется результатами действия различных экологических факторов, потому как изначально Homo neandertalis (как и люди впрочем — Homo sapiens) вышли все-таки из очень небольшой группы (несколько сотен особей).
Неандертальцы населяли Европу, часть Средней Азии и Ближнего Востока на протяжении примерно 170 тысяч лет, пока не вымерли полностью 28-30 тысяч лет назад. Почему вымерли — никто не знает, то ли их перебили, вытеснили или ассимилировали наши предки, то ли неандертальцы просто не перенесли холодных зим и бескормицы. Споры о том, скрещивались ли неандертальцы с нашими пращурами, и течет ли в наших жилах хоть капля неандертальской крови, то и дело разгораются с новой силой. Согласно результатам анализа ДНК от вымерших Homo neandertalis, вся ветвь неандертальцев отошла от генеалогического древа сапиенсов приблизительно 450-500 тысяч лет назад и больше никаких пересечений у нас в родословной нет, но косвенные данные и находки странных гибридов дают знать, что там не обошлось-таки без греха…
Впрочем, тяготиться нехорошим родством сапиенсам в общем-то не приходится. И в их роду то и дело возникали ситуации, когда без людоедства было не прожить никак. С помощью генетических методов уже вполне доказано, что все мы несем в себе наследство наших пращуров-каннибалов…
На иллюстрации:
Окаменевшие останки неандертальца, заключенные в сцементировавшийся блок из песка и глины: кости левой ноги, ребра, позвонки. Экспонат из испанских пещер Эль Сидрон. Фото Antonio Rosas с сайта New Scientist
http://grani.ru