Что нового можно сказать о таком обыденном сооружении, как мост? Инженерная постройка для переправы через реку или овраг. Однако при ближайшем рассмотрении самые привычные вещи и предметы вдруг обретают совсем иной смысл. Мост свои самые сокровенные тайны выдаст только тринадцатого числа ровно в тринадцать часов. Почему так происходит? Да потому, что в астрологии, астронумерологии и эзотерике тринадцать означает примерно то же, что и мост: переход, выход за границы привычного бытия.
Украденное время
Чтобы разобраться в скрытом смысле якобы русского слова «мост», попробуем разглядеть сквозь наслоения веков его истинное лицо, проследить родословную. Любому школьнику известно, что основной смысл слова заключен в корне. Но нередко первоначальный корень со временем утрачивается. Так случилось и с мостом.
По одной из версий, на самом деле, «мо» и «ст» – два отдельных корня, которые настолько растиражировались в различных производных, что сегодня их почти не узнать. Корень «мо» пришел в латинский из более древних языков и когда-то был самостоятельным словом, означающим время как некую предельную, непостоянную, ускользающую величину.
Кстати, в современном английском есть разговорное слово «mo», сокращенное от moment (момент) – короткий отрезок времени. Но гораздо чаще «мо» маскируется более тщательно. Вспомним, к примеру, международные слова мобильный, мобилизация, автомобиль. Все эти понятия так или иначе связаны с временными рамками. Так, и мобильный телефон, и автомобиль, каждый по-своему, сокращают расстояния и экономят время. И даже мода является прапраправнучкой старого «мо». Недаром о ней говорят: «быстротечна, как время».
К корню «мо» восходит еще одно понятие, связанное с лимитом времени: смерть – иначе говоря, предел нашего временного пребывания на земле. В русском варианте от «мо» осталась только буква «м», в латинском «mort» корень «мо» сохранился полностью. (Если вы заметили, и в русском, и в латинском словах присутствует сочетание «рт». Оно не случайно: «р» и «т» – корневые буквы слов «remains» (останки, плоть) и «terra» (земля).
По-моему, мы достаточно разобрались с «мо», чтобы перейти ко второму корню – «ст». Совершенно очевидно, «ст» имеет отношение к словам «стоять», «устойчивый», «застывший». В латинских языках это stabilio – стабильность, stabilum – стоянка, постоялый двор, statua – статуя, stirps – корень, основа, ствол. Сюда относятся и такие привычные русские слова как мостовая, стол, стерня, стелить, устойчивость, стебель, стан, строение и многие другие.
Итак, сделаем предварительный вывод: мост – некое сооружение, стоящее на страже времени. Запомним это, но предпримем еще одну попытку расшифровки. В английском языке есть слово steal – кража, воровство. В таком случае, мост – нечто, позволяющее украсть время. А ведь именно с этой практической целью и строятся мосты.
В большинстве культур мост символизирует переход из мира живых в мир мертвых. Так, зороастрийцы полагают, что души умерших оказываются перед Мостом Разделения (Чинват Парвата), пройдя через который они попадут в рай. Однако мост становится очень узким, если на него ступает грешник. Согласно исламу, мост, ведущий в царствие небесное, узкий, как лезвие меча. У североамериканских индейцев он представляет собой тонкое бревно.
Мо – великий и ужасный
По статистике, около семидесяти процентов самоубийц решает свети счеты с жизнью именно на мосту. Как это объяснить? Ведь гораздо надежнее броситься вниз с многоэтажного дома – и высота достаточная, и под ногами вместо плещущейся воды земная твердь. К чему испытывать судьбу?
Дело в том, что на подсознательном уровне все мы, даже убежденные атеисты, воспринимаем смерть как переход в иное состояние. Что ждет человека за роковой чертой: небытие, загробный мир, другое измерение – каждый понимает по-своему. Для нас важно, что мост и смерть – одного поля ягоды, ибо произрастают из единого корня: «мо». Напрашивается мысль, что «мо» — не просто сочетание букв, а имя забытого ныне древнего божества. Этот самый Мо помогает покончить с временным существованием, служит своеобразным мостиком в иную жизнь. Никого он вам не напоминает? Ну, например, перевозчика Харона, который доставлял души умерших в Аид, перевозя их на лодке через реку Стикс. Надо сказать, что древние корни всегда имеют несколько значений, пусть даже и близких по смыслу. В корне «мо» кроется еще одно понятие: посредник, проводник.
Древние римляне считали строительство мостов уделом посвященных, а самые красивые мосты – результатом сговора зодчего с потусторонними силами.
Верховный жрец в Древнем Риме именовался Понтифик, что буквально переводится как «возводящий мост». Много позже, в середине XII века, святой Бернар в трактате «О правах и обязанностях епископов» писал, что римский понтифик, как следует из этимологии имени, был мостом между Богом и Человеком.
Кстати, вы замечали, что во множестве фильмов мост становится ключевой точкой в развитии сюжета? Это и фильмы-катастрофы, как «Мост Кассандра», и приключенческие, как эпопея об Индиане Джонсе, и мистические картины, где мост позволяет героям попасть в другое измерение или эпоху. Так, знаменитый Бруклинский мост помог героям нескольких кинолент осуществить путешествие во времени. Разумеется, это не случайно. Между Небом и Землей (где, собственно, и проходят мосты) под покровительством стихий – земли, воздуха, металла или дерева (смотря из чего сделан мост), воды (обычно мосты висят над водой) создаются условия для некоего коридора, позволяющего осуществить особый, мистический переход.
Так что, получается, мост – место сакральное. Здесь можно познать время: вернуться в прошлое, заглянуть в будущее или сделать то и другое — ведь прошлое, настоящее и будущее существуют одновременно.
Переход «13»
Почему я предложила взобраться на мост именно тринадцатого числа в тринадцать часов? Потому что в астрологии, астронумерологии и эзотерике тринадцать означает примерно то же, что и мост: переход, выход за границы привычного бытия. В Зодиаке есть тринадцатый знак – Змееносец, открывающий ворота из так называемого Нижнего Зодиака в Верхний, позволяющий человеку вырваться из колеса Сансар и перейти на новый виток развития.
Люди суеверные считают, что тринадцать обладает зловещими свойствами. Но причина тому — не реальные «провинности» «чертовой дюжины», а страх перед неизведанным. Ведь все, что лежит за пределами нашего понимания, кажется опасным. Не даром саму смерть связывают с этим числом: мы не знаем, что ждет на том берегу, когда совершим свой последний переход, и – боимся.
Чтобы избавиться от страха переломных моментов, человек придумал праздники, соответствующие тем или иным точкам перехода. В частности, смене временных циклов (проводы зимы, встречу солнца, нового года и так далее). Когда пируешь, пляшешь, поешь песни, бояться как-то не получается. К тому же, в разгар веселья можно и не заметить самого момента перехода – и все страшное останется позади. Отголоски древних обрядов сохранились по сей день. Конечно, не каждый отмечает масленицу или день летнего солнцестояния. Но в новогоднюю ночь под бой курантов бокалы с шампанским поднимают почти все. Именно в эту минуту к нам приходит Дед Мороз (потомок нашего старого знакомого Мо), чтобы открыть ворота в новое время.
Число тринадцать руководит и переходом из одной эпохи в другую. Кстати, мостов в такие времена сооружается больше обычного. Вспомним хотя бы Петербург, возведенный на воде и пересеченный десятками мостов. Этот город был основан на этапе «строительства» новой Руси.
Гермес и его команда
Тринадцать астрологически связано и со знаком Близнецов, которым управляет Меркурий (13 = 1 + 3 = 4, а четверка – число Меркурия). Кстати, в шумерских табличках эту планету называют Моммо (опять Мо!). Если посмотреть на звездную карту, станет очевидным, что именно Меркурий прокладывает мост между Солнцем и другими планетами нашей системы, поскольку его орбита расположена ближе всего к дневному светилу.
Как известно, Близнецы и сам Меркурий заведуют связями, контактами, переговорами. Они большие умельцы наводить мосты между людьми, организациями, странами. Надо вспомнить и мифологического Гермеса (в римской традиции – Меркурия) – бога в крылатых сандалиях, приносящего людям сообщения из Верхних сфер (например, от Богов Олимпа), и великого Гермеса Трисмегиста – учителя всех посвященных, открывшего людям божественные знания. Главный мост, который может преодолеть человек в земной жизни, благодаря духовному развитию и при поддержке Гермеса Трисмегиста, – мост между собственным сознанием и подсознанием, открывающий неисчерпаемые богатства духа.
Напоследок хочу сказать о верных подданных великого Мо – о проводниках. В каждую эпоху существуют люди, призванные препроводить человечество в новое время, помочь преодолеть ворота Мо. Среди них — служители искусства, открывающие иное видение мира, психологи и эзотерики, помогающие проложить мост к собственной душе, великие правители, ведущие свой народ на следующий виток эволюции. Есть среди таких людей и сталкеры, как герой повести Стругацких «Пикник у обочины», и простые проводники поездов. Но все они одинаково важны для нас, поскольку без них порой и на маленький мосток ступить страшно.
Анненская Светлана
http://www.sunhome.ru