Есть ли потусторонняя жизнь? Вопрос, который в последние годы, с постоянным накоплением уникальных фактов, вызывает все более жгучий интерес. Еще недавно в ответ на него официальная наука только презрительно усмехалась. Сегодня ученые куда более осторожны в своих вердиктах. Одни допускают такую возможность, другие просто верят в нее. Об обывателях и говорить нечего.
Наша душа, или, по-научному, наше сознание, существует независимо от материальной оболочки. И физическая смерть — лишь начало другой жизни, светлого пути в вечность. Так считают люди самых разных убеждений, разного интеллектуального уровня, разного общественного положения. И таких все больше и больше. Причем не только верящих в это, но и желающих знать, что с ними там будет. И отвечая на их запросы, известный американский исследователь жизни после смерти Раймонд Моуди издал очередную, уже девятую книгу, где дает практические советы тем, кто собирается в мир иной. Самый главный совет: не бояться смерти, поскольку за финишной чертой начинается другая жизнь. И нередко она активно контактирует с нашей.
Нас смерть не разлучит…
Можно объяснять это галлюцинациями, психическими сдвигами, мудреными научными терминами, но факт остается фактом: по данным Института психического здоровья РАМН, около 65 процентов вдов видят призраки умерших мужей, до 75 процентов родителей, потерявших ребенка, видят его, играют и разговаривают с, ним. Людям, тоскующим по ушедшему родному человеку, это приносит облегчение. Журналистка Наталия Лескова встречалась с такими людьми. Привожу отрывок из ее статьи. Автор этих строк познакомилась в Москве с женщиной, которая 40 лет проработала технологом на производстве. На пенсии она подрабатывала вахтером. Скромная труженица, наделенная трезвым, практичным умом, не склонная к полету фантазии, по ее словам, общается с умершим мужем. При этом в летающие тарелки и прочую чертовщину категорически не верит. А вот явление образа супруга стало для нее делом привычным.
Первые полгода после его ухода я все время плакала, — бесхитростно поведала она. — Но однажды он пришел ко мне, сел в кресло напротив и сказал: Успокойся, со мною все хорошо. Но своим горем и слезами ты держишь меня, и я не могу найти покоя. Отпусти меня и помни: я всегда буду заботиться о вас — о тебе и дочках…
С тех пор так и повелось: призрак любимого мужа дает ей советы, предупреждает о возможных неудачах, поздравляет с праздниками и утешает в беде. Вскоре судьба свела меня с ее дочерьми. Младшая — аспирантка МГУ, старшая трудится в одном из столичных вузов. И обе поведали, что с папой разговаривают довольно часто. Младшую он даже благословил на брак…
Таких историй огромное множество. Конечно, можно списать их на галлюцинации убитых горем людей, которым так хочется верить, что их любимые не исчезли навеки, а находятся рядом с ними. Мы еще вернемся к этой теме, а пока я расскажу историю, которая опровергает все сомнения. В одной семье случилось горе: умерла маленькая девочка. Особенно горевала бабушка, безумно любившая внучку. И вот через месяц-полтора после похорон внучка явилась к ней во сне. Бабуля, — сказала она, — ты мне надела тесные тапочки, у меня от них ножки болят. Купи другие и принеси их завтра (она назвала адрес), там будут хоронить мальчика. Положи тапочки в его гроб, он мне их отдаст . Явившись по указанному адресу с новыми тапочками, бабушка действительно попала на похороны и сумела потихоньку сунуть их в гроб. На другую ночь внучка снова явилась и с благодарностью сообщила, что тапочки пришлись как раз впору. Отметим главное в этой истории: до явления внучки во сне бабушка не только не знала семьи, где умер мальчик, но и никогда не была на этой улице. Так что говорить о каких-то галлюцинациях просто не приходится. Так же как (возвращаясь к тому, с чего мы начали разговор) не приходится говорить о галлюцинациях людей, чей интеллект и знания позволяют проникать в суть любого явления и делать безошибочные выводы. Я говорю о знаменитом нейрофизиологе, ученом с мировым именем, академике Наталье Петровне Бехтеревой. В своей автобиографической книге она рассказала, как после смерти мужа его призрак стал приходить к ней не только ночью, но и днем, делясь важными мыслями, которые он не успел высказать при жизни.
Бехтерева уверяет, что нисколько не была напугана, поскольку не сомневалась в его реальности. Самое удивительное — призрак был прекрасно осведомлен о ее жизни, все предсказанное им сбывалось вплоть до того, что важные черновики оказывались в том месте, на которое он указывал. Что это было — продукт работы моего сознания, оказавшегося в состоянии стресса, или что-то иное, — я не знаю, — резюмировала Бехтерева. — Одно я знаю наверняка — он не померещился…
Парадоксален окончательный вывод, который сделала ученая: человеческий мозг, которым она занималась всю жизнь, стал для нее загадкой, которую в принципе нельзя разгадать . Иными словами, мозг способен на все что угодно, в том числе и на то, о чем мы и не подозреваем. Но есть в этой фразе Бехтеревой еще одно, не бросающееся в глаза: некая завуалированная осторожность. Будто хочет Наталья Петровна предупредить: да, я на самом деле общаюсь с покойником, но это отнюдь не значит, что такое доступно всем и возведено в ранг обыденного. Это мой мозг строит особую сферу в окружающем меня пространстве, где действуют совсем другие, пока неизвестные нам физические законы. И когда люди общаются со своими усопшими близкими, значит, их мозг тоже способен на создание такой сферы. Но далеко не каждому это дано.
Анатомия души.
Просматривая старые блокноты, я обнаружил, что об этой удивительной способности мозга, не касаясь своей личной жизни, Наталья Петровна упомянула в нашей беседе лет двадцать назад, когда мы обсуждали потрясшее мир сенсационное заявление американских ученых, которые будто бы сумели взвесить душу. Правда, цифры назывались разные — от четырех до семи грамм. Но раз душа оказалась материальной, то появились предположения о ее структуре. Душа состоит из нейтринов, говорили одни, из позитронов — спорили другие. Третьим виделась структура души, подобная квантовому вакууму, с колоссальными запасами дремлющей энергии.
Московский астрофизик, профессор МГУ Борис Искаков доказывал, что после смерти тела остаются лептонная и газовая оболочки. Последняя рассасывается в пространстве, а хрупкая невидимая субстанция, которая остается, вполне может продолжить самостоятельное путешествие. Душа вполне реальна и материальна, — говорит Искаков. — Ведь человек — это всего лишь плотное ядро, вокруг которого циркулируют потоки элементарных частиц — лептонов. Вся совокупность лептонных оболочек представляет собой холодную биоплазму, в которой содержится вся информация о ядре . Тело умирает — информация о нас остается. А раз так, то вполне возможно заново создать тело на основе имеющейся информации.
Об этом говорил еще Платон, разделивший мир на мир вещей и мир идей и утверждавший, что сначала рождается идея, а потом уже на ее основе — вещь. И если вещь погибла, а идея осталась, то на ее основе можно создать вещь снова. А платоновская идея — это и есть информация. Наверное, этим и можно объяснить явление умерших их родственникам. Знать бы только, по каким физическим законам это происходит. Но, наверное, когда-нибудь узнаем, и тогда, возможно, сможем вызывать их по желанию. Впрочем, вызывают же духов знаменитых людей столоверчением уже лет двести, а то и триста как вызывают, и уверяют, что они являются. Наверное, есть рациональное зерно в беседе с духами , раз этим увлекались многие умные люди, в том числе и ученые. Но я это комментировать не буду. Предоставим лучше слово самим ученым. Если предположения о материальности души верны, — пишет американский физик Дэвид Сушетт, — то гости из прошлого — не галлюцинация расстроенного воображения, а вполне реальное явление .
И далее он фактически повторяет Бехтереву, утверждая, что такое видение доступно не каждому, а лишь человеку, пребывающему в особом состоянии измененного сознания, возникающем при сильном стрессе или в экстремальной ситуации. Такое состояние в последние годы вызывает повышенный интерес исследователей, поскольку заставляет организм включать все свои резервы и тогда он способен на удивительные вещи. Например, как выяснили американцы, именно в состоянии измененного сознания души тибетских монахов покидают свои тела и отправляются в путешествия, иногда даже на другие планеты.
Гости не обнаружены.
Российские физики подошли к разгадке этого феномена более, так сказать, приземленно: обратили внимание на… глаза. Доктор физико-математических наук Михаил Герценштейн из ВНИИ оптико-физических измерений РАН считает, что эффект Соляриса , как ученые называют подобные видения, не противоречит законам физики. Он допускает, что чувствительные клетки глаза — палочки и колбочки — обладают свойством обратимости. Не исключено, что они работают подобно полупроводниковым фотодиодам, которые не только воспринимают свет, но и излучают его, если через них пропустить ток, — говорит Михаил Натанович. — Иначе говоря, рецептоприемниками и генераторами каких-то излучений . Ему вторит доктор биологических наук, профессор Юрий Симаков из Института медико-биологических проблем РАМН. Из глаз идет невидимый свет, скорее всего, электромагнитные волны , — считает он. По его мнению, в сетчатке возникает что-то вроде рентгеновского биолазера, бьющего очень короткими вспышками. Вот почему некоторые люди видят то, чего вроде бы нет. Известный исследователь аномальных явлений, доктор технических наук из Института физики Земли Алексей Чернетский предположил, что излучение из глаз формируется не только в видимом нами диапазоне волн, но и в каком-то другом, например, в лазерном или рентгеновском . Не будем спорить с учеными, им, как говорится, виднее. Но не исключено, что здесь свою роль сыграла знаменитая Бритва Оккама .
Средневековый монах-философ Вильям Оккам выдвинул постулат, который на русском звучит так: Не умножай число имеющихся сущностей . Иными словами, столкнувшись с каким-то невероятным, фантастическим явлением, не пытайся объяснить его тоже невероятными, фантастическими причинами. Ищи разгадку в обыденном, материальном, реальном.
Невозможно подсчитать, какой вред науке нанес этот вроде бы правильный постулат. Сколько тайн природы кануло в потемках времени из-за того, что ученые, столкнувшись с загадкой, не осмелились дать волю фантазии и либо умолчали о своем открытии, либо объявили антинаучной чепухой, либо отнесли его в разряд артефактов — чудес, объяснение которым найдут когда-нибудь потомки. Да взять тех же призраков, которые являются людям сотни, а то и тысячи лет. Известны такие случаи, но наука их просто не замечает .
Бритва Оккама режет до сих пор. Уж, казалось бы, какие сомневаний Раймонда Моуди, Пауля Виндерблока, российского физика Григория Двойрина и десятков других ученых из разных стран, которые исследовали людей, оживленных в реанимационных отделениях после остановки сердца. У всех одно и то же — и встречи с душами родственников, и полет по туннелю, в конце которого яркий свет, и наблюдения за действиями медиков, которые колдуют над твоим телом. И тем не менее…
— Искушение потусторонним для человечества всегда было очень велико, — считает доктор физико-математических наук, действительный член Российской академии естественных наук, старший научный сотрудник Института психофизического моделирования Рудольф Несмелов. — Исследуя многочисленные свидетельства тех, кто якобы побывал на том свете , я пришел к выводу: нет основания полагать, что пациенты умерли на самом деле, ведь одно дело — клиническая смерть, другое — смерть мозга. Все авторы описывают пограничное состояние, близкое к смерти, но никто — саму смерть. Многие из нас ощущали похожие состояния во сне, но при этом не умирали. То же самое можно сказать о состоянии бестелесности, когда пациент, находящийся в коме, как бы видит себя со стороны, слышит разговоры врачей и медсестер вокруг своего тела. Эти видения говорят лишь о том, что мозг пациента продолжает работать, фиксируя визуальные и слуховые ощущения, воздействия.
Иными словами, мозг слышит разговоры медиков и представляет себе, что происходит вокруг операционного стола. Но ни слова не говорится о тех многочисленных случаях, когда душа пациента видит, что происходит не только в операционной, но и в соседних комнатах, а то и в соседних зданиях. Ведь тут мозг никакой информации извлечь не может. Но признать это…
И почтенный доктор наук выносит суровый вердикт, не оставляя камня на камне от всяческих потусторонних измышлений и давая всему сугубо научное материалистическое объяснение. Общение с умершими родственниками — это феномен подсознания человека, находящегося в состоянии измененного сознания, вызванного стрессом. Видения призраков и разговоры с ними — один из способов выхода из этого душевного смятения. Никаких материальных подтверждений существования гостей не обнаружено. Однако разубеждать людей в том, что духи родных существуют на самом деле и посещают их, думаю, особого резона нет. Если человек в таком общении обретает внутрен-
Другое дело, если призраки преследуют вас и превращают жизнь в сущий ад. Здесь не обойтись без помощи медиков и психологов. А возможно — психиатров . Вот так, как говорится, привет от Оккама.
Российский академик Владимир Неговский, ныне покойный, оказался еще более бескомпромиссным. Никаких феноменов подсознания, просто, когда останавливается сердце и кровь перестает разносить по телу питательные вещества, начинается кислородное голодание мозга, которое вызывает видения. А поскольку мозги у всех построены одинаково, то и видения одни и те же. Удивительное дело: два десятка лет это объяснение царило в науке, ортодоксы ухватились за него, как за якорь спасения. И это при том, что давным-давно известно: неодинаковы мозги у разных рас, неодинаково они работают. Скажем, у европейцев доминирующей является левое полушарие, у азиатов — правое. Так что если бы видения вызывались кислородным голоданием, то у разных рас они были бы разные.
Каждый решал сам.
А вот простой неостепенен-ный врач — заведующий отделением реанимации Калининградской областной больницы Юрий Затовка на Оккама не оглядывается. По его словам, за 30 с лишним лет работы в реанимации он уверился, что душа существует, в состоянии клинической смерти она покидает тело. Примерно две трети его выздоровевших пациентов рассказывают о коридорах и световых тоннелях , по которым они бредут, встречаясь с умершими родственниками. Причем свидетельства эти он стал собирать задолго до того, как в России появились книги Моуди и других авторов. Вот так, начали с призраков любимых покойников, а закончили тем, с чего все и начиналось — с реанимационных отделений. И это закономерно: в этой проблеме все взаимосвязано, все упирается в главный фактор — душу, или, по-научному, в сознание. Существует ли оно отдельно от своего физического тела? Не будем навязывать свое мнение, пусть каждый решает это для себя, тем более что для многих этот вопрос давно решен. Особенно для тех, кто посещал сеансы гипноза или нейролингвис-тического программирования. На каждом сеансе одинаковый результат — реинкарнация. Люди вспоминают свои прежние жизни, когда они были то мужчиной, то женщиной, то моряком, то аристократкой, то… всего и не перечислишь. Так что жизней у каждого из нас было много, и физических тел много. А вот душа — одна.
Интересная газета плюс. Магия и мистика №1 2007 г