Глядя на то, как гигантская обезьяна занимается любовными играми со своей огромной подругой, мужественный персонаж голливудского блокбастера «Кинг-Конг-2» произносит сакраментальную фразу «ведь мы тоже приматы» и тянется с поцелуями к красавице из группы биологов-исследователей.
От такой сцены зрители в кинотеатре ахали и пускали романтическую слезу. Действительно, согласно теории Дарвина, ни что обезьянье нам не чуждо. Да что там ученые. Следы нашего обезьяньего прошлого прячутся в подсознании, иначе, отчего многих людей так тянет к клеткам с приматами в зоопарке. Об этом напоминают и полузабытые мифы.
По версии, разрабатываемой американским ученым русского происхождения Захарием Ситчиным иизложенной им в книге «12-я планета», утверждается, что человек в его нынешнем виде был создан путем генной инженерии. По мнению Ситчина в Ветхом Завете сохранились смутные, отголоски версии о посещении Земли инопланетными астронавтами, которых люди приняли за космических богов. Они и создавали человека.
Однако самые древние из таких свидетельств — древние шумерские и аккадские тексты. В них роль преобразователя в генезисе человека отведена ануннакам — тем, что «пришли с неба на землю». Около 300 тысяч лет назад ануннаки высадились на Землю в поисках полезных ископаемых, и им понадобилась рабочая сила. Энки, один из двух братьев-предводителей, предложил для этих целей усовершенствовать существовавшего тогда на Земле гоминида, добавив ему гены ануннаков.
После нескольких попыток аннунаки получили более или менее подходящую модель. Благодаря этому позднее возникли Адам и Ева.
Интересно, что тибетский народ по одной из легенд объясняет свое происхождение похожим образом. Когда-то давно, в то необычайное время, когда был Тибет и не было тибетцев, божественные бодхисаттвы Манджушри, Авалокитешвара и Ваджрапани сошлись вместе, чтобы выяснить, как продвигается великое дело спасения от страдания всех живых существ. Манджушри вспомнил о пустынной стране к северу от Гималаев, которую следовало бы заселить людьми и сделать их в будущем главным оплотом учения Шакьямуни. Но где взять людей?
Жители родины Шакьямуни не смогут жить в стране высоких, суровых гор и глубоких долин. И сказал Манджушри: «В Тибете нет людей, но есть демоны мужского и женского рода. От демонов рождаются только демоны. Если кто-то из нас станет обезьяной-самцом и будет жить с горной ведьмой, то это положит начало заселению Тибета. И вот милосердный и сострадательный Авалокитешвара, который был покровителем пустынной и незаселенной людьми Страны снегов, стал обезьяной-самцом по имени Даг Ринпо и начал жить с горной ведьмой, которую звали Даг Ринмо. У них было три сына и три дочери, от которых и произошли жители Тибета.
Подобные легенды встречаются у разных народов, правда, с некоторыми оговорками. Например, убушменов наоборот обезьяны были когда-то людьми, но всемогущий Цанг в наказание за убийство сына превратил их в обезьян. У народов Южной Африки шимпанзе, считаются людьми, обидевшимися на пигмеев и ушедшее в леса.
В любом случае, родственная связь человека и обезьян подчеркивалась всегда. Писатели в этом тоже преуспели, вспомнить хотя бы классический роман фантаста Герберта Уэллса «Остров доктора Моро», в котором безумный ученый создавал гибридов людей и животных, в том числе человекообезьян.
Но жизнь, порой, гораздо удивительней самого изощренного фантастического сюжета. Оказывается, в середине 20-х годов прошлого века осуществлялись попытки скрещивания человека и обезьяны. По мнению исследователей, режиму требовалась армия гуманоидов, обладающих невероятной силой и недоразвитым мозгом, нечувствительных к боли, выносливых и неприхотливых к пище.
В 1926 году Политбюро ЦК КПСС одобрило соответствующий проект и поручило Академии Наук изучить вопрос, как можно создать «живую военную машину». Задачу поручили профессору Илье Иванову, который к тому времени имел большой опыт в скрещивании различных видов животных. Он предложил произвести первое в мире искусственное осеменение: самок шимпанзе — спермой человека, и женщин — спермой приматов.
Добытых для этих целей в Африке обезьян собирались использовать в том числе и для операцийпо омоложению советских вождей. Спасти кремлевских пациентов могли только пересадки сегментов мошонки обезьян. Такие хирургические операции в Париже проводил друг Иванова — французский профессор русского происхождения С.А. Воронов. Сохранившийся документальный материал позволил воссоздать эту историю, которая благодаря утечке информации стала отправным пунктом для произведений Михаила Булгакова – «Собачье сердце» и «Роковые яйца».
Чтобы вести эксперименты в условиях секретности, в 1929 году Кремль решил создать питомник обезьян в самом СССР. Он был открыт в Сухуми, в Грузии. Только после десятков неудачных экспериментов Иванов понял, что ему не удастся создать обезьяну-солдата. 13 декабря 1930 года НКВД арестовал ученого. Ему предъявили стандартные по тем временам обвинения: «пособничество буржуазному интернационалу» и «антигосударственная деятельность». Исполнение приговора (пять лет ГУЛАГа и ссылка в Казахстан) прервала смерть Иванова в 1932 году.
В 1992 году во время известных абхазских событий сухумский питомник был эвакуирован в поселок Веселое под Адлером и теперь называется ГУ Институт медицинской приматологии РАМН.
В советское время в питомнике числилось свыше 7 тысяч обезьян. В 1991 — 1992 годах большинствоиз них стали жертвами грузино-абхазского конфликта. Часть была переведена в поселок Веселое, множество обезьян либо погибли от холода и голода, либо были убиты участниками боевых действий и мародерами.
Сейчас в институте, который считается самым крупным в Европе и содержит около 3000 особей, человекообразных обезьян нет, поскольку почти все они погибли. Нынешние сотрудники питомника уверяют, что в Сухуми никогда не проводились и не планировались опыты по созданию гибрида человека и обезьяны, однако за Московский институт эндокринологии, под эгидой которого питомник существовал вначале, не ручаются.
Но, если идеи одного писателя находят отражение в жизни, почему бы не предположить, что догадки другого также могут обернуться реальностью. Один из ярких авторов отечественной фантастики Север Гансовский в свое время написал рассказ, который служит не только предупреждением, но возможно и страшной догадкой. (Кстати, по этому рассказу в 1985 году снят одноименный фильм, по праву считающийся одним из первых советских триллеров. Действительно достаточно жутковатый получился). Правда речь в нем идет не об обезьянах, но тоже близких человеку созданиях.
В процессе экспериментов некому ученому Фидлеру удалось развить мозг у медведей. Они обрели способность говорить, читать и считать, но натура зверя осталась неизменной.
В результате появились особые существа – отарки, совместившие в себе агрессивность ибезжалостность зверя с хитростью и изворотливостью человека. Отарки — злая пародия на человека, вышедшая из под контроля биологическая машина убийства. Они сожрали лаборанта, сбежали в окрестные леса и начали терроризировать все живое. Отарки чрезвычайно опасны: физически они намного сильнее человека, а все уловки людей предугадывают и предвосхищают. Более того, они настолько внедрились в мир людей, что пытаются управлять их жизнью. Да и сам Фидлер, человек ли он…
Есть о чем задуматься, ведь фантастика – это не только развлечение. Кто знает, вдруг сухумский питомник породил парочку гибридов и они сбежали в какую-нибудь долину «плодиться и размножаться».
При подготовке материала использованы: «История Тибета с древнейших времен до наших дней» (Е.И. Кычанов, Б.Н. Мельниченко), Энциклопедия фантастики, материалы Newsru.com, телеканала «Россия».
http://yoki.ru/