Become a member

Get the best offers and updates relating to Liberty Case News.

― Advertisement ―

spot_img

История ресторан Daniel

Рады представить вам наш любимый ресторан Санкт-Петербурга - Ресторан Даниель. Ресторан имеет множество наград. И он действительно заслуживает звания лучшего ресторана Санкт-Петербурга. Ресторан Daniel расположен...

Ракетное дежа вю

Состоявшаяся на Аляске встреча министров обороны России и США, уверен, напомнила многим из военных экспертов ощущения молодости. Потому что вернула их лет эдак на двадцать назад. Вновь, как когда-то в Женеве на советско-американских переговорах о ядерных и космических вооружениях, главы военных ведомств начали обсуждать взаимосвязь между системой противоракетной обороны, стратегическими ракетами и ракетами средней дальности.

Первым делом Сергей Иванов потребовал максимальной транспарентности при распространении американской системы противоракетной обороны на Восточную Европу. В противном случае, заметил министр, работа над такой системой может «спровоцировать другие страны на создание средств по преодолению этой системы». Очень разумное замечание, если забыть, что последние года два российские руководители на каждом шагу кричат о том, что обладают чудесными боеголовками, способными преодолевать любую систему противоракетной обороны. Так что Россию и провоцировать не надо, Москва по-прежнему считает выход США из Договора по ограничению ПРО попыткой нарушить стратегический баланс и при каждом удобном случае напоминает, что российские ракеты смогут пройти американскую систему.

Дальше — больше. Рамсфельд предложил Иванову подумать о присоединении к предложению США о замене на нескольких межконтинентальных ракетах ядерных боеголовок на обычные. Смысл идеи понятен: рачительным американцам неохота держать сотни ракет только для поддержания ядерного баланса с Россией. А межконтинентальная ракета может нанести удар по врагам Штатов в любой точке мира. Предложение неоднозначное. Нужно договориться о том, как США будут предупреждать Москву о пуске ракеты, чтобы российские военные не приняли этот пуск за ядерную атаку. К тому же не исключено, что часть траектории полета этой ракеты будет проходить над нашей территорией.

Иванов вежливо ответил, что «сейчас не готов зафиксировать согласие России присоединиться к этой инициативе». И все было бы нормально, если бы он не добавил, что для превентивных ударов по террористам «есть теоретическая возможность использования ракет средней дальности, но США и Россия не могут обладать ими, в отличие от многих других, некоторые из которых ими уже обладают . В тот же день неназванный представитель Минобороны подтвердил корреспонденту ИТАР-ТАСС возможность выхода России из Договора о ракетах средней и меньшей дальности. При этом он заявил, что «у нас есть соседи, в отношении которых было бы неплохо иметь не межконтинентальные баллистические ракеты, а именно ракеты средней дальности, причем не обязательно с ядерными боеголовками . Речь идет о ракетах дальностью от 500 до 5000 километров, которые были ликвидированы СССР и США.

Чрезвычайно интересно, каких именно соседей имел в виду высокопоставленный военный. Вряд ли речь шла о Финляндии и Норвегии. При всей нелюбви Минобороны к государствам Прибалтики и Грузии все-таки трудно предположить, что Россия намерена наносить по ним удары ракетами средней дальности. Как ни крути, эти ракеты могут быть фактором сдерживания только в отношении тех, кто либо уже обладает таким оружием, либо пытается его заполучить. Если иметь в виду российских соседей – это Иран и Северная Корея. Получается забавно — в то время как российские дипломаты всячески защищают эти сомнительные режимы, наши военные вполне серьезно размышляют о необходимости сдерживать этих неспокойных соседей с помощью ракет средней дальности.

У намерения выйти из Договора РСМД могут быть и чисто экономические резоны. Например, намерение максимально загрузить мощности завода в Воткинске, который производит межконтинентальные ракеты «Тополь-М».
Однако, подозреваю, что, угрожая выйти из Договора по РСМД, Сергей Борисович в очередной раз (впервые он попробовал это сделать полтора года назад) пытается напугать американцев.

Одна из главных проблем российского оборонного строительства заключается в том, что оно до сих пор ведется с прицелом на США. Заявляют американцы, что намерены создавать глобальную ПРО – значит, желают обесценить российский ядерный потенциал. Ну не против же Северной Кореи намерены развертывать они свои противоракеты. Говорят о намерении переоборудовать межконтинентальные баллистические ракеты – хотят добиться превосходства. Ну, а мы тогда пригрозим выходом из Договора по РСМД.

На самом деле этот договор, подписанный в 1987 году, – кость в горле российских державников. Для них он наиболее ясное свидетельство предательства или глупости Горбачева и Шеварднадзе. Еще бы, согласно «нулевому варианту» СССР согласился уничтожить значительно больше ракет этого класса, чем США (по той простой причине, что их было у нас намного больше). Более того, Москва пошла на уничтожение замечательной, как говорят, ракеты «Ока», которая первоначально не подпадала под этот договор.

Двадцать лет назад, работая в «Красной звезде», я наблюдал, как СССР сдавал позицию за позицией. Сначала вывели переговоры по РСМД из общего контекста переговоров по ядерным и космическим вооружениям, потом отказались от требования учитывать ядерные средства Великобритании и Франции, а потом и вовсе пошли на американский «нулевой вариант». Должен сказать, не только тогдашнему начальнику Генштаба маршалу Ахромееву, но и вполне рядовому журналисту, искренне участвовавшему в защите наших ракет средней дальности, начинало казаться, что отказ от них немедленно приведет к катастрофе, что американцы сразу же воспользуются полученным преимуществом и приступят к военному давлению на СССР. И вот почти двадцать лет спустя приходится констатировать: ничего этого не произошло, ликвидация ракет не имела совершенно никакого значения ни при развале СССР, ни в российско-американских отношениях.

И вот этого не могут простить Договору РСМД отечественные милитаристы. На самом деле они не могут смириться с тем, что этот договор доказал, что ядерное оружие (а это последнее доказательство того, что Россия является сверхдержавой) играет ныне весьма скромную роль в международных делах. По крайней мере, до тех пор, пока отношения России с другими государствами будут партнерскими, а не конфронтационными. И то, что Россия вознамерилась выйти из этого договора – весьма символично.

http://ej.ru